Современный человек привык к тому, что большинство автомобилей работает от двигателей внутреннего сгорания, используя топливо, добытое из нефти. И мало кто знает, что электротранспорт появился раньше, чем «бензомобили».
На заре 20 века электромобили нравились публике больше, чем паровые авто и машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Они были просты в обращении, не дымили, не тарахтели. Электромобили ездили на небольшие расстояния и использовались тогда в качестве личного транспорта, карет скорой помощи и такси. Однако развитие добывающей нефть промышленности шло активнее, чем строительство электростанций. Из-за этого стали совершенствовать двигатели внутреннего сгорания и налаживать производство автомобилей с ДВС. Интерес к электротранспорту угас, и до начала 21 века он существовал в качестве трамваев, троллейбусов и электричек.
Пару десятилетий назад стал отмечаться всплеск интереса к электромобилям, начали налаживать их выпуск. Отмечается пока ещё не явная, но уже заметная конкуренция с двигателями внутреннего сгорания.
Электромобили имеют массу преимуществ:
- минимальное загрязнение окружающей среды;
- бесшумность работы двигателя;
- экономия на топливе, поскольку пока электричество стоит дешевле, чем бензин.
Но и недостатки у электротранспорта есть:
- мало станций заправки электротранспорта;
- высокая стоимость;
- электромобили пока ездят не так далеко, как авто на одном баке бензина;
- проблематичность технического обслуживания;
- проблема утилизации аккумуляторных батарей, содержащих кислоты, тяжёлые металлы и другие вещества, вредящие природе, если аккумулятор попадает на свалку, а не на переработку.
120 лет ДВС вредили природе
В 1901 году Генри Форд наладил серийный выпуск автомобилей. Тогда никто не обращал особого внимания на выхлопные газы. Но сегодня все мы пожинаем плоды векового использования автотранспорта:
— загрязнение атмосферы (в крупных городах 70% выбросов в воздух приходится на долю автотранспорта);
— загрязнение природы аккумуляторными батареями автомобилей, отходами пластика и металла от запчастей, которые не сдаются в переработку, а часто выбрасываются в ближайший лес.
Нельзя сказать, что электромобили абсолютно чистый транспорт. На этапе их производства в атмосферу выделяется много парниковых газов. Но при эксплуатации машины на электротяге в воздух не выделяется углекислый газ, тяжёлые металлы и другие составляющие «коктейля», летящего из выхлопной трубы бензинового или дизельного автомобиля в атмосферу каждый день, из года в год, весь период эксплуатации машины.
Как власти стимулируют покупку электромобилей
Понимая, что загрязнение окружающей среды выхлопными газами достигло критической отметки, многие страны предпринимают действия, стимулирующие граждан пользоваться электротранспортом. Это просто жизненно необходимо для сохранения жизни и здоровья людей.
В Норвегии готовится законопроект, запрещающий продажу новых авто с двигателями внутреннего сгорания. Вполне возможно, что с 2025 года норвежцы смогут покупать только электромобили и авто с силовыми водородными установками. Подобный законопроект рассматривают и в Нидерландах.
За покупку электромобиля в Германии планируют начать выплачивать премии и выделить на эти цели 600 миллионов евро. Для популяризации автомобилей на электротяге власти США проводят тендеры для производителей, выпускающих такие авто для использования их госслужащими в рабочих целях. В ЕС господдержка компаний, занимающихся разработкой технологий и налаживанием производств по утилизации аккумуляторных батарей от электромобилей, составила 2,9 миллиардов евро. На эти цели ожидается приток ещё около 9 млрд евро в виде частных инвестиций.
В России внедрение электромобилей идет медленно, несмотря на определённые льготы для их владельцев. Электромобили пока стоят очень дорого, не развита сеть по их ремонту. Но очевидно, что с каждым годом на дорогах будет появляться всё больше электротранспорта и он войдёт в повседневную жизнь также широко, как и машины с ДВС.
О чём нужно подумать сегодня
Для большинства россиян покупка электромобиля остаётся пока мечтой, а автомобиль с ДВС есть у всех, кому это нужно. Стоит подумать о том, как позаботиться об экологии планеты Земля и уменьшить свой личный «углеводородный след», вредящий природе. Всё не так сложно, и больших жертв не требует:
- Пользуйтесь автомобилем, когда в этом есть острая необходимость, старайтесь избегать необязательных поездок.
- Ездить на работу можно не в гордом одиночестве, а скооперироваться с коллегами, живущими рядом и добираться на службу в одной машине.
- Езда на велосипеде в тёплое время года – отличная возможность укрепить здоровье и помочь экологии.
- Необходимо регулярно проверять техническое состояние своего автомобиля. Это нужно не только машине. Тянущийся из выхлопной трубы чёрный дым – убийственный шлейф, как для природы, так и для человека.
Пока нет возможности полностью отказаться от использования тех машин, которые у нас есть, давайте думать о том, как снизить их опасность для экологии.