На сегодняшний день в мире использованные автомобильные шины (автопокрышки) составляют около 90% всех резиносодержащих отходов. Общемировой запас старых шин оценивается от 30 до 40 миллионов тонн, при приросте около 7 млн. тонн ежегодно. При этом утилизация автомобильных шин – острый вопрос, решение которого идёт не так быстро, как того требует ситуация.
Старая резина загрязняет землю
Отработавшие свой срок изношенные шины – источник длительного и серьёзного загрязнения природы:
- покрышки не разлагаются в окружающей среде более 100 лет;
- в случае возгорания погасить шины очень сложно, это приводит к длительным пожарам на свалках и загрязняет воздух диоксидом серы, хлорированными диоксинами, фуранами. При сжигании тонны покрышек в атмосферу выбрасывается около 250 кг сажи и 400 м3 токсичных газов;
- покрышки на свалках – это идеальное место для размножения грызунов и кровососущих насекомых, способствующих распространению инфекционных болезней;
- при контакте шин с грунтовыми и дождевыми водами происходит вымывание токсических соединений: фенантрена, дифениламина, дибутилфталата и других ядов, оказывающих губительное действие на экологию.
Источник ценного сырья
И в то же время автомобильные шины состоят из ценного сырья, годного для вторичного использования. Они содержат каучук, текстильный корд, металлы.
Из отработанных шин производят необходимые материалы для строительной отрасли, производства цемента, автомобилестроения.
Основные направления переработки отработанных покрышек:
- Переработка в крошку.
При таком способе переработки, путём дробления различными способами отработанных покрышек на мелкие части, удаётся сохранить основные физико-химические свойства резины и использовать полученное сырье для производства:
- новых автомобильных шин;
- асфальта;
- конструкций для детских спортивных площадок;
- резиновых шлангов;
- безопасных покрытий для спортивных площадок и футбольных полей;
- резиновых деталей для автомобилей;
- подошв для обуви, прокладок (под ЖД-рельсы, для сантехники, уплотнителей для дверей и окон) и др.
- Переработка в топливо.
Развиваются технологии переработки отработанных покрышек в топливо. Из одной тонны отработанных шин можно получить до 500 кг жидкой углеводородной фракции, которую используют в качестве топлива (для котельных) и сырья для производства бензина, масел, смол.
Как решают вопрос утилизации покрышек в Евросоюзе
Каждый год в мире покупается 1,6 миллиарда штук новых шин и примерно такое же количество покрышек попадает в категорию отработанных. Эксперты считают, что это огромный ресурс для перерабатывающей отрасли, который в настоящее время задействован лишь частично.
В странах Евросоюза с 2002 года действует строгий запрет на сжигание и захоронение отработанных шин и разрабатывается проект «BlackCycle», целью которого является создание технологической цепочки, учитывающей все нюансы по получению годного к использованию вторичного сырья из исходного материала без каких либо потерь в любом звене:
- сбор старых шин;
- отбор продукта для переработки;
- оптимизация процесса пиролиза;
- очистка и обогащение сырья;
- оптимизация процесса вулканизации продукта;
- оценка характеристик произведённых шин.
Согласно этому проекту каждая вторая покрышка в Евросоюзе к 2025 году должна получить новую жизнь. Вторичное сырье планируется использовать, в основном, для производства автомобильных шин. Минимизации вреда для окружающей среды в этом проекте уделяется особое внимание.
Законные способы избавления от старой резины для россиян
В России объём утилизируемых шин постепенно растет. С 2017 по 2019 год было утилизировано более 130 тыс. тонн покрышек, хотя ежегодно их скапливается порядка 800 тыс. тонн.
Закапывать на полигонах отработавшую свой срок авторезину запрещено на законодательном уровне. Положить их возле контейнера по сбору мусора во дворе также нельзя, потому что шины не являются твердыми коммунальными отходами. Выбросить шины в лес, на пустырь, сжечь их недопустимо, за это предусмотрены штрафы (статья 8.2 КоАП РФ).
Существуют не нарушающие законы способы избавления от старых шин:
- Сдать резину посреднику (предприятия малого и среднего бизнеса, шиномонтажи). Они за символические деньги скупают шины у владельцев, сортируют их и перепродают утилизирующим компаниям.
- Сдать на предприятие по переработке. Можно сдать покрышки непосредственно на завод или в фирму по переработке и получить уверенность, что старая резина не навредит экологии.
Технологии переработки старых покрышек активно развиваются. Растёт количество мелких и средних фирм, занимающихся их сбором, сортировкой, подготовкой к утилизации, частичной утилизацией. В каждом регионе такие организации есть. Найти их не сложно, адреса есть в Интернете.
- Использовать старые шины для декоративных целей. Из отработавших свой срок шин можно сделать множество красивых приспособлений для дачного участка, сада, придомовой территории. Покрышки можно резать, красить, придавать им различную форму. Из них можно соорудить:
- садовую мебель;
- основу для столиков и пуфиков;
- подставку для зонтиков;
- ограждение для клумбы и декоративные цветники;
- ёмкость для хранения шлангов;
- декоративный пруд;
- качели или полосу препятствий для детской площадки.
Это лишь несколько идей, и использовать любую из них предпочтительнее, чем выбросить покрышку на свалку или сжечь. Ведь лучше своими руками сделать что-то полезное, красивое, при этом не навредить экологии и дать старой резине возможность прожить новую жизнь.